1. Как
слушать текст первый раз?
- во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять
существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем
говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание
( во время чтения текста ничего не писать);
- определить общий смысл текста, его основную мысль, в
соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы
понять, зачем написан текст;
- мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые
относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена
прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в
тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для
чего написан , как написан).
2. Как
работать в перерыве после первого чтения текста?
- первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее
представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине
листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять
логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста:
Опорное слово
Опорное слово
Опорное слово;
- придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку
еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет
в форме рассуждения в публицистическом стиле;
-
схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову
сжатого варианта, в которую можно сделать добавления других слов,
окружая ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи ;
здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена ),
чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию.
3. Как
слушать текст во второй раз?
- На этом этапе необходимо конкретизировать первое
впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения
в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные
части с опорными словами по смыслу для создания текста,
разграничивая их и имея в виду отдельные абзацы в будущем
тексте;
-
далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или
размышления и соотнести ее со своей схемой
-
необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов ,
лексическую сочетаемость отдельных выражений , подбирая при
необходимости свои слова на уровне авторского замысла.
4. Написать
черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме:
--проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста ;
--соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в
одном из предложений;
-- сделать окончательные исправления и дополнения
(текстовые, лексические, стилистические )
-- проверить черновик не менее двух раз.
5. Написать
чистовик изложения и вновь проверить не менее двух раз.
Необходимо ответить на вопрос
аргументировано, выполнив при этом определенные требования.
1. В
соответствии с темой вопроса написать небольшое вступление в одном из трех
вариантов:
-- О пунктуации как правописном разделе русского языка, в котором
изучаются знаки препинания, без которых нельзя обходиться в письменной речи;
-- О системе знаков препинания , в которой насчитывается 17 условных
знаков ;
-- Об основных знаках препинания
2.
Начиная основную часть , можно повторить вопрос темы, чтобы потом на него
отвечать .Можно отвечать сразу, для чего необходимо сформулировать ответ,
который в тоже время будет тезисом , показывающим общее назначение знаков
препинания , связанное с правильным восприятием и пониманием написанного
текста.
3. Далее необходимо привести 2-а аргумента, соответствующих тезису и
говорящих о разных функциях знаков препинания. Для введения, выделения и
разграничения аргументов желательно пользоваться вводными словами «во –
первых» и
«во – вторых».
Аргументы могут быть связаны с точным употреблением знаков препинания, не
очень точным применением знаков препинания, с неправильным применением и
с отсутствием знаков препинания. Чтобы проиллюстрировать ошибочные
случаи, можно предположить, в каком предложении это произойдет и как это
приведет к неправильному пониманию смысла написанного.
4. Найти в
исходном тексте примеры к каждому из аргументов и указать номера предложений из
текста или процитировать их (примеры не из данного текста приведут к снижению
балла).
5.
Сделать вывод исходя из тезиса:
- о
точной передаче информации важной для любого серьезного дела ;
- о точности
употребления знаков препинания, которая ведет к улучшению письменного общения ;
- о
выражении разных смыслов сообщения;
- о выражении разных
эмоций с помощью знаков препинания, что улучшает или ухудшает настроение
текста.
6.
Написать заключение в соответствии со вступлением, о том, что нужно знать
и другие особенности оформления письменной речи.
7.
Сочинение необходимо сначала выполнить на черновике, хорошо проверить его, а
затем переписать в чистовик и проверить не менее двух раз.
ПАМЯТКА №3.
/Отличие союзов от союзных слов/
СОЮЗНЫЕ СЛОВА
Союзное
слово что
1. Придаточное определительное: И [почему-то мне на
память пришли слова композитора о вечном отблеске], (что бросает
на нас искусство) (К. Паустовский) —
[сущ.], (что).
2. Придаточное местоименно-определительное: [Слишком я любил
на этом свете всё], (что душу облекает в плоть) (СЕсенин) —
[мест.], (что).
3. Придаточное изъяснительное: [Я не знаю],
(что будет со мною) (С. Есенин) — [глаг.],
(что).
4. Придаточное уступительное: (Что бы со мною ни было),
[я хочу быть один) (Ф. Достоевский) — (что), [ ]. 5. Придаточное
присоединительное: [Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо
прежде своих слушателей], (что произвело невыгодное для рассказчика впечатление)
(Л. Толстой) — [ ], (что).
Союзное слово когда
1. Придаточное определительное: [Онегин, помните
ль тот час], (когда в саду, в аллее нас судьба свела...) (А. Пушкин) —
[ ук.сл. + сущ.], (когда).
2. Придаточное изъяснительное: [К его удивлению, Анна
приняла это известие очень спокойно и спросила только], (Л.
Толстой) —
[глаг.], (когда).
3. Придаточное времени (в главном есть указательное слово тогда):
[Они проснулись тогда], (когда в избе было совсем светло)
(А. Гайдар) —
[ук.сл.], (когда).
Союзное слово как
1. Придаточное изъяснительное: [Многие предложили
свои мнения насчёт того], (как искоренить буйный дух,
обуревавший крестьян Чичикова) (П. Гогсль) —
[ сущ.+ук.сл.], (как).
2. Придаточное образа действия: [Никто не может
рассказать о жизни художника
так], (как это сделал сам художник) (И.
Грабарь) —
[глаг.+ук.сл.], (как).
Союзное слово как
3. Придаточное степени: [Стало так холодно],
(как бывает только зимой) —
[ук.сл.+нар.], (как). 4. Придаточное уступительное: {Как
ни интересен труд режиссёра), [актёрская работа куда интереснее}
(В. Мейерхольд) —
(как ни ), [ ].
Союзное слово чем
1. Придаточное место-именно-определительное: [Го, (чем
ты недоволен), мне, напротив,
(А. Пушкин) — [глаг.],
(чем)? 3. Придаточное присоединительное: [...Он был хороший, честный,
чистый человек, любивший её], (чем она гордилась...) (М. Горький) —
['], (чём ).
1.Имеют
лексическое значение.
2.Можно
поставить вопрос.
3.Является
членом предложения
4.Нельзя
выпустить из предложения, не изменив его смысл.
5.Падает логическое ударение.
СОЮЗЫ
Союз что
1. Придаточное изъяснительное: [Никто не знал кругом], (что
жизни счёт начнётся с этой
ночи) (И. Бродский) —
[глаг.], (что).
2. Придаточное образа действия +следствия: [Он
привязал его таким образом], (что крышка
болталась и звенела) (В,Арсеньев) — [глаг.+ук.сл.], (что).
3. Придаточное степени + следствия: [Стало так тихо],
(что со своего балкона я слышал голосатам, внизу, в городе) (К. Паустовский)
— [ ук.сл. так + нареч.], (что).
4. Придаточное причины (с расчленённым составнымсоюзом):
[Деду не верили ещё ипотому], (что он был чудак инеудачник) (К. Паустовский) —
[ук.сл.], (что).
Союз когда
1. Придаточное изъяснительное: [Люблю, друзья],
(когда за речкой гаснет день) (М. Лермонтов) —
[глаг.], (когда).
2. Придаточное времени: (КогдаПьер вернулся
домой), [ему подали две принесённые в этот день афиши Растопчина] (Л.
Толстой) —
(когда), [ ].
3. Придаточное условия:
[Я выбрал бы другую], (когда б я был, как
ты, поэт)(А. Пушкин) —
[ ], (когда).
Союз как
1. Придаточное изъяснительное: [И я вижу
во сне], (как на волке верхом еду я по тропинке лесной) (Я. Полонский)
— [глаг.], (как).
2. Придаточное времени:
[А теперь, (как Павлик родился), мама купила
керосинку...]
(К. Федин) — [, (как), ].
Союз как
3. Придаточное сравнительное: [Мы ждём с
томленьем упованья минуты вольности святой], (как ждёт любовник
молодой минуты верного свиданья) (А. Пушкин) — ['], (как).
Союз чем
1. Придаточное сравнительное: [Волосы его были
гораздо светлее], (чем Даша их представ-ляла...) (А.
Толстой) —
[сравнит, степень прилаг.], (чем)
1.Не
имеют лексического значения.
2.Нельзя
поставить вопрос.
3.Не
является членом предложения.
4.В
большинстве случаев союз можно выпустить, смысл предложения не изменится.