Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 13:54

МКОУ Муравлянская ООШ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Русский язык

ПАМЯТКА № 1.
/Как писать сжатое изложение./

1.  Как слушать текст первый раз?
   - во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание
( во время чтения текста ничего не писать);
   - определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии  с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы  понять, зачем написан текст;
  - мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для чего написан , как написан).

2. Как работать в перерыве после первого чтения текста?
  - первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста:

                                                      Опорное слово
                                                       Опорное слово
                                                       Опорное слово;
  - придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет в форме рассуждения в публицистическом стиле;

  - схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого  варианта, в которую можно сделать добавления других слов, окружая  ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи ; здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена ), чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию.

3.  Как слушать текст во  второй раз?
  -  На этом этапе необходимо конкретизировать  первое впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные части  с опорными словами  по смыслу для создания текста, разграничивая  их  и имея в виду  отдельные абзацы в будущем тексте;

  - далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или размышления  и соотнести ее со своей схемой

  - необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов , лексическую  сочетаемость отдельных выражений , подбирая при необходимости  свои слова на уровне авторского замысла.

4. Написать черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме:
  --проверить  соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста ;
  --соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений;
  --  сделать окончательные  исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические )
  -- проверить черновик не менее двух раз.

5. Написать чистовик изложения  и вновь проверить не менее  двух раз. 

          
ПАМЯТКА № 2.
/Как написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему/

 

   Необходимо ответить на вопрос аргументировано, выполнив при этом определенные требования.

1. В соответствии с темой вопроса написать небольшое вступление в одном из трех вариантов:
 -- О  пунктуации как правописном разделе русского языка, в котором изучаются знаки препинания, без которых нельзя обходиться в письменной речи;
 -- О системе знаков препинания , в которой насчитывается 17 условных знаков ;
  -- Об основных знаках препинания 

 2. Начиная основную часть , можно повторить вопрос темы, чтобы потом  на него отвечать .Можно отвечать сразу, для чего необходимо сформулировать ответ, который в тоже время будет тезисом , показывающим общее назначение знаков препинания , связанное с правильным восприятием и пониманием написанного текста.


3. Далее необходимо привести  2-а аргумента, соответствующих тезису и говорящих о разных функциях знаков препинания. Для  введения, выделения и разграничения аргументов  желательно пользоваться вводными словами «во – первых» и
«во – вторых».

           Аргументы могут быть  связаны с точным употреблением знаков препинания, не очень точным применением знаков препинания, с неправильным  применением и с отсутствием знаков препинания.  Чтобы проиллюстрировать ошибочные случаи, можно предположить, в каком предложении это произойдет  и как это приведет к неправильному пониманию смысла написанного.

4. Найти в исходном тексте примеры к каждому из аргументов и указать номера предложений из текста или процитировать их (примеры не из данного текста приведут к снижению балла).

5.  Сделать вывод исходя из тезиса:
     
         -     о точной передаче информации важной для любого серьезного дела ;
         -  о точности употребления знаков препинания, которая ведет к улучшению письменного общения ;
         -    о выражении разных смыслов сообщения;
         -  о выражении разных эмоций с помощью знаков препинания, что улучшает или ухудшает настроение текста.

6.  Написать заключение в соответствии со вступлением, о том, что  нужно знать и другие особенности оформления письменной речи.

7.  Сочинение необходимо сначала выполнить на черновике, хорошо проверить его, а затем переписать в чистовик и проверить не менее двух раз.

 

ПАМЯТКА №3.

/Отличие союзов от союзных слов/

                     СОЮЗНЫЕ СЛОВА

Союзное слово что

1. Придаточное определитель­ное: И [почему-то мне на память пришли слова компо­зитора о вечном отблеске], (что бросает на нас искус­ство) (К. Паустовский)

[сущ.], (что).

2. Придаточное местоименно-определительное: [Слишком я любил на этом свете всё], (что душу обле­кает в плоть) (СЕсенин)

[мест.], (что).

3.  Придаточное изъяснитель­ное: не знаю], (что будет со мною) (С. Есенин)     — [глаг.], (что).

4. Придаточное уступительное: (Что бы со мною ни было), хочу быть один) (Ф. Достоевский) — (что), [ ]. 5. Придаточное присоедини­тельное: [Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей], (что произвело невыгодное для рассказчика впечатление)

(Л. Толстой) — [ ], (что).

Союзное слово когда

1. Придаточное определитель­ное: [Онегин, помните ль тот час], (когда в саду, в аллее нас судьба свела...) (А. Пушкин)

[ ук.сл. + сущ.], (когда).

2. Придаточное изъяснитель­ное: [К его удивлению, Анна приняла это известие очень спокойно и спросила только], (Л. Толстой)

[глаг.], (когда).

3. Придаточное времени (в главном есть указательное слово тогда): [Они проснулись тогда], (когда в избе было сов­сем светло) (А. Гайдар)

[ук.сл.], (когда).

Союзное слово как

1.  Придаточное изъяснительное: [Многие предложили свои мнения насчёт того],   (как искоренить буйный дух, обуревавший крестьян Чичикова) (П. Гогсль)

[ сущ.+ук.сл.], (как).

2. Придаточное образа действия: [Никто не может рассказать о жизни художника

так], (как это сделал сам художник) (И. Грабарь)

[глаг.+ук.сл.], (как).

Союзное слово как

3. Придаточное степени: [Стало так холодно], (как бывает только зимой)

[ук.сл.+нар.], (как). 4. Придаточное уступительное: {Как ни интересен труд режиссёра), [актёрская работа куда интереснее} (В. Мейерхольд)

(как ни ), [ ].

Союзное слово чем

1. Придаточное место-именно-определительное: [Го, (чем ты недоволен), мне, напротив,

нравится] — [мест., (чем),]

2. Придаточное изъяснитель­ное: [Как думаешь], (чем кончится тревога)"!

(А. Пушкин) — [глаг.], (чем)? 3. Придаточное присоедини­тельное: [...Он был хороший, честный, чистый человек, любивший её], (чем она гордилась...) (М. Горький)

['], (чём ).

1.      Имеют лексическое значение.

2.      Можно поставить вопрос.

3.      Является членом предложения

4.      Нельзя выпустить из предложения, не изменив его смысл.

5.      Падает логическое ударение.

                                СОЮЗЫ

Союз что

1.  Придаточное изъяснительное:
[Никто не знал кругом], (что
жизни счёт начнётся с этой
ночи) (И. Бродский)

[глаг.], (что).

2. Придаточное образа действия +следствия: [Он привязал его таким образом], (что крышка
болталась и звенела)
(В,Арсеньев)
— [глаг.+ук.сл.], (что).

3. Придаточное степени + следст­вия: [Стало так тихо], (что со своего балкона я слышал голоса там, внизу, в городе) (К. Паус­товский) — [ ук.сл. так + нареч.], (что).

4. Придаточное причины (с расчленённым составным союзом): [Деду не верили ещё и потому], (что он был чудак и неудачник) (К. Паустовский)

[ук.сл.], (что).

Союз когда

1. Придаточное изъяснительное: [Люблю, друзья], (когда за речкой гаснет день) (М. Лермонтов)

[глаг.], (когда).

2. Придаточное времени: (КогдаПьер вернулся домой), [ему подали две принесённые в этот день афиши Растопчина] (Л. Толстой) —

(когда), [ ].

3. Придаточное условия:

[Я выбрал бы другую], (когда б я был, как ты, поэт)(А. Пушкин)

[ ], (когда).

Союз  как

1.  Придаточное изъяснительное: [И я вижу во сне], (как на волке верхом еду я по тропинке лесной) (Я. Полонский) — [глаг.], (как).

2. Придаточное времени:

[А теперь, (как Павлик родился), мама купила керосинку...]

(К. Федин) — [, (как), ].

Союз  как

3. Придаточное сравнительное: [Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой], (как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья) (А. Пушкин) — ['], (как).

 

 

 

 

Союз чем

1. Придаточное сравнительное: [Волосы его были гораздо свет­лее], (чем Даша их представ-ляла...) (А. Толстой)

[сравнит, степень прилаг.], (чем)

 1.      Не имеют лексического значения.

2.      Нельзя поставить вопрос.

3.      Не является членом предложения.

4.      В большинстве случаев союз можно выпустить, смысл предложения не изменится.

5.      Союз можно заменить только союзом.

 



Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz